Страницы
золотопромышленника
Перспективы российского законодательства
для недропользователя :

проекты, решения, комментарии.
Законы


ноябрь 2003г

   
27.11.2003
  • В МПР РФ считают, что работа над законопроектом "О недрах" будет завершена в феврале 2004г
    В МПР Россиии полагают, что работу над законопроектом "О недрах" будет завершена в феврале 2004г. Об этом сообщил в четверг журналистам в Москве заместитель главы МПР РФ, руководитель Государственной геологической службы Петр Садовник. "Мы, совместно с Минэкономразвития, ведем эту работу и планируем ее завершить в феврале. После этого законопроект будет представлен в правительство",- сказал он.
    По словам Садовника, законопроект предусматривает экономические рычаги стимулирования проведения геологазведочных работ силами недропользователя, в частности, по разведке нефтяных и газовых месторождений. Кроме того, в нем будут разграничены функции федеральных органов и субъектов Федерации в области недропользования.
    Как сообщил Садовник, в дальнейшем будет проведена работа над поправками в Налоговый кодекс. "Эта работа будет проведена в ближайшие один-два года",- сказал он.
    Необходимость принятия закона о недрах отмечали также другие участники пресс-конференции - участники Всероссийского съезда геологов. По их мнению, требуется реформирование системы управления геологической разведкой. Кроме того, полагают они, бюджетное обеспечение геологоразведочных работ должно быть не более 10% от общего финансирования, а остальные средства должны предоставлять территории и недропользователи.


    20.11.2003 - Финансовые Известия
    Драгоценные металлы и камни перестали считаться валютными ценностями
    Госдума приняла во втором чтении внесенный правительством РФ законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле". Одно из важнейших нововведений проекта закона - исключение из системы валютного регулирования и контроля драгоценных металлов и камней, которые перестают, следовательно, считаться валютными ценностями. Отныне таковыми будут являться иностранная валюта и внешние ценные бумаги.


    19.11.2003 - Финансовые Известия: Мария Игнатова
  • Золотодобытчикам откажут в авансах - Минфин подготовил проект либерализации рынка

    Министерство финансов разработало проект новой концепции изменений в закон "О драгметаллах и драгкамнях", предусматривающей либерализацию рынка. Однако производители и эксперты предложениями министерства недовольны. По их мнению, некоторые из них противоречат принципам рыночной экономики.
    Проект концепции, который имеется в распоряжении "Финансовых Известий", гласит, что "ведущей тенденцией в преобразованиях законодательной базы является укрепление института частной собственности при одновременной либерализации рынка". Кроме того, чиновники предлагают четко разграничить полномочия и исключить из нового закона "О драгкамнях" те вопросы, которые регулируются, в частности, законами "О недрах" и о "О СРП".

    С одной стороны, упрощение нормативной базы участникам рынка понравится, а устранение пересечений норм закона "О драгметаллах" и закона "О недрах" может дать новый импульс в споре за Верхотинское месторождение алмазов.
    Канадская Archangel Diamond Corporation (ADC) и "Архангельскгеолдобыча" (АГД) уже несколько лет провели в судебных скандалах по этому месторождению. Еще до его обнаружения в 1993г стороны договорились создать СП "Алмазный берег" и решили передать ему лицензию на Верхотину после обнаружения месторождения. Один из аргументов "против" с российской стороны состоял в том, что по закону "О драгметаллах" право на разработку не может быть передано предприятию, в котором российская сторона не имеет более чем 50%-ную долю (в "Алмазном береге" АГД принадлежит ровно 50%, а ACD-40%). Закон "О недрах" такую передачу допускает.

    Зато золотодобытчики новыми инициативами недовольны. Концепция предусматривает "преимущественное право Российской Федерации на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и камней" и предлагает "отменить существующий порядок авансирования добычи".

    "Авансирование должно сохраниться, так как без него недропользователь не может работать", - говорит советник Союза золотопромышленников Виктор Иванов. По его словам, оборот золота в России составляет $US 1 млрд, при этом на долю Гохрана приходится только 5% этого рынка. В прошлом году десять коммерческих банков проавансировали золотодобытчиков на 25-50% и выдали им $US 400 млн. В Союзе золотодобытчиков считают, что при отмене авансирования и сохранении преимущественного права закупок Гохран попадает в льготные условия.

    Руководитель Гохрана Владимир Рыбкин пояснил "Финансовым Известиям", что его ведомство не выдает авансы золотодобытчикам уже с 1997г, после того как в стране появился Бюджетный кодекс, который не предусматривает такую возможность. "Кроме того, некоторым артелям авансы сегодня не нужны", - считает Рыбкин.

    Между тем в Гохране тоже уверены, что преимущественного права на покупку золота оставлять за этим ведомством не стоит. "Мы должны находиться в равных для всех условиях. Иначе потом это может кончиться предложениями продавать золото по тем ценам, которые установит Минфин", - заявил источник в Гохране.

    Генеральный директор "Алмаззолотопрогресса" Юрий Кацман считает, что эти положения концепции "никак не соответствуют принципам рыночной экономики". "Если уж предусматривать преимущественное право РФ на заключение договоров о приобретении драгметаллов и драгкамней, то аналогичное право следовало бы ввести и на закупку зерна, продовольствия и нефтепродуктов", - говорит Юрий Кацман.

    Впрочем, в Минфине уверяют, что беспокоиться участникам рынка еще рано. Как пояснил "Финансовым Известиям" источник в министерстве, принятие концепции увязывается с утверждением изменений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который выводит драгметаллы и драгкамни из понятия валютных ценностей и второе чтение которого должно пройти сегодня в Госдуме. "Формально пока можно говорить только о некоем документе, который ляжет в концепцию. Падать в обморок рановато. От проекта до окончательного документа большой путь", - говорит источник в Минфине.


  • Tax surprise for Moscow   // Mineweb By: Stewart Bailey
    Russia certainly doesn't need too many surprises at this juncture, but it's what its going to get after tax officials hinted at a new tax regime for miners.

  • New mineral tax surprises Moscow   // The Russia Journal Daily By: John Helmer
    A proposal to raise taxes on Russia's mineral producers, aired by a Tax Ministry official in Moscow last week, has taken parliamentarians responsible for tax legislation by surprise.


  •    

    октябрь 2003г

       
    30.10.2003 - Прайм-ТАСС
  • Совет Федерации одобрил изменения в закон о гостайне, рассекречивающие объемы добычи и запасы драгоценных металлов и камней

    Совет Федерации одобрил изменения в закон о гостайне, рассекречивающие объемы добычи и запасы драгоценных металлов и камней. За такое решение в среду на заседании Совета Федерации проголосовали 116 сенаторов, 5 против, 11 воздержались. Государственной тайной останутся запасы драгоценных камней и металлов в Госфонде и запасы Банка России.

    Выступая на заседании Совета Федерации, первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев отметил, что решение вопроса по статистике добычи и оборота драгоценных камней и драгоценных металлов является принципиальным в рамках требований организации Кимберлийского процесса, конференция которого проходит сейчас в ЮАР. Он сообщил, что на этой конференции Россия сделает предложением своей кандидатуры в качестве председателя организации Кимберлийского процесса. Ранее он также говорил, что секретность запасов драгоценных камней и драгоценных металлов Госфонда России и запасов Банка России планируется снять через 2-3 года.

    В то же время, выступая на заседании Совета Федерации, сенатор от законодательного собрания республики Саха (Якутия) Александр Матвеев отметил, что снятие секретности с запасов и добычи алмазов приведет к вытеснению России с международного рынка алмазов, где она сейчас занимает около 25%. "Африканские компании смогут, используя данные о запасах драгоценных камней, вытеснить нас с международного рынка, так как себестоимость добычи их алмазов гораздо меньше", - заявил А.Матвеев.

    В свою очередь, представитель парламента республики Ингушетия Игорь Каменской отметил, что ни один инвестор не будет осуществлять вложения в слабые месторождения, но также и не будет осуществлять вложения в те месторождения, запасы которых достоверно неизвестны. Он также отметил, что все текстовые разногласия в рамках подготовки данного закона были практически полностью сняты, а ряд разногласий текстового характера правительство может оформить в виде поправок и в дальнейшем внести в данный закон.


    16.10.2003 - Коммерсантъ
  • Госдума приняла решение рассекретить российские драгоценности

    Вчера Госдума приняла сразу в трех чтениях поправки в закон о гостайне, рассекречивающие сведения об объемах добычи в России драгметаллов и драгкамней. Это позволит нашей стране стать полноценной участницей мировой системы контроля за движением алмазов, а российским производителям платиноидов и драгкамней - снизить стоимость привлекаемых на рынке денег. Принятые вчера депутатами единогласно сразу в трех чтениях поправки в закон "О гостайне" относят к гостайне только данные об объемах платиноидов и алмазов, которые находятся в Центробанке и Госфонде. "В отношении других запасов драгметаллов и камней режим гостайны распространяться не будет",- заявил вчера первый замминистра финансов Алексей Улюкаев. По его мнению, действующая сегодня практика "противоречит рыночной практике и международным обязательствам России".

    В настоящее время сведениями, отнесенными к гостайне, являются данные о запасах металлов платиновой группы в недрах, на складах "Норильского никеля" и ряда госструктур (Гохран, ЦБ, ГУП "Алмазювелирэкспорт"), а также данные об общих объемах производства и экспорта платиноидов. Гостайной также являются данные о запасах, физических объемах добычи и продаж алмазов.

    Режим секретности в отношении алмазов и платиноидов всегда был на руку властям, а Гохран традиционно являлся своего рода секретным фондом правительства. С легкой руки одного из его руководителей это подконтрольное Минфину ведомство даже стали называть "кладовкой правительства". За счет продаж ценностей власти неоднократно решали самые острые бюджетные проблемы - например, выплату долгов по зарплатам. Тем не менее инициатором снятия режима секретности с алмазов и платиноидов выступило именно правительство, этой весной внесшее в Госдуму соответствующий законопроект. Впрочем, другого выхода у него не было: в противном случае Россия, на долю которой приходится четверть мировой добычи алмазов, уже в следующем году могла оказаться в международной изоляции.

    Несмотря на то что с 1 января Россия официально присоединилась к глобальной системе контроля за торговлей алмазами, создаваемой международным алмазным сообществом в рамках борьбы с "конфликтными алмазами", стать полноценной участницей Кимберлийского процесса она не могла. Главным препятствием оставалась засекреченность сведений по операциям с алмазами. Между тем еще весной страны-участницы Кимберлийского процесса договорились предоставить к 31 мая всю статистику по объему добычи и экспорта (импорта) алмазов за первый квартал 2003г.

    "Нынешнее решение Госдумы позволит России выполнять все требования системы сертификации без исключения. Сейчас мы выполняем минимальные требования, и пока никто не мог упрекнуть нас в нарушении достигнутых договоренностей. Система сертификации вводится поэтапно, и теперь и мы готовы к введению следующего этапа - предоставлению статистики",- считает первый замруководителя Гохрана Андрей Кутепов.

    Впрочем, не в меньшей степени вчерашнее событие касается крупнейших российских производителей алмазов и платиноидов. "Мы можем только приветствовать такое решение. Оно, безусловно, благоприятно для нашей компании и для России в целом. В нашем случае оно поможет стабилизировать рынок металлов платиновой группы", - заявили вчера Ъ в пресс-службе ГМК "Норильский никель".

    "АЛРОСА сможет стать более понятной для инвесторов. Ведь наряду с прозрачностью компании сведения о запасах - первоочередные вопросы, которые задают нам потенциальные инвесторы. Безусловно, это отразится на цене заимствований, а в будущем, когда АЛРОСА станет открытым акционерным обществом,- на капитализации компании", - считает первый вице-президент АЛРОСА Федор Андреев.

    Впрочем, банкиры не слишком верят в то, что решение о рассекречивании запасов драгметаллов и камней заметно повлияет на капитализацию российских производителей. "Не думаю, что это скажется на капитализации 'Норникеля'. Прежде всего потому, что решение Госдумы было ожидаемым. Гораздо важнее публикация данных о запасах платиноидов, а она может иметь двоякий эффект - в зависимости от того, окажутся ли запасы больше или меньше предполагаемых. Не исключено, что известие о меньшем объеме запасов металлов может вызвать рост спроса на платиноиды и, как следствие, рост котировок акций 'Норникеля'", - считает председатель финансового комитета банка "Держава" Алексей Скородумов.


    6.10.2003
  • Законопроект об отмене секретности в отношении добычи золота и алмазов будет вынесен на рассмотрение Госдумы

    Правительство России одобрило подготовленный Минфином законопроект "О внесении изменений в статью 5 закона Российской Федерации "О государственной тайне", который исключает данные по добыче, передаче и потреблении драгоценных металлов и драгоценных камней из перечня сведений, составляющих государственную тайну. Согласно сообщению ДПИ, правительство приняло решение о вынесении законопроекта на рассмотрение Госдумы.

    По мнению Минфина, отмена секретности вокруг этих сведений соответствует интересам поэтапной либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом участия России в Кимберлийском процессе и переговорной позиции по присоединению ко Всемирной торговой организации (ВТО). Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998г закрепляет право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни, правомерно добытые из недр, за субъектами добычи. Это позволило за последние годы сформировать относительно свободный рынок этих полезных ископаемых. Кроме этого, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2000г международным сообществом в рамках Кимберлийского процесса ведется разработка мер, направленных на исключение из легальной торговли так называемых "алмазов конфликта" - алмазов, добываемых повстанцами в зонах вооруженных конфликтов в ряде стран Африки. Кроме того, в соответствии с нормами и правилами ВТО Россия обязана отменить все ограничения на ввоз и вывоз драгоценных металлов, сырьевых товаров с их содержанием и драгоценных камней.

    "Закрытость многих сведений в области платиновых металлов не только не способствует развитию отраслей, связанных с их потреблением, но и наносит прямой ущерб экономике России", - отмечает Минфин. Снятие части ограничений, применяемых при обращении платины и металлов платиновой группы, в соответствии с законодательством о соблюдении государственной тайны, сделает рынок этих металлов более прозрачным, более прогнозируемым и более привлекательным для иностранных инвестиций и не окажет отрицательного влияния на экономическую безопасность страны, считает Минфин.

    В настоящее время сведениями, отнесенными к гостайне, являются данные о запасах платиновых металлов в недрах, на складах "Норильского никеля" и государственных ведомств (Гохран, Центробанк, Алмазювелирэкспорт), а также данные об общих объемах производства и экспорта платиновых металлов. Государственной тайной являются также данные о запасах, физических объемах добычи и продаж драгоценных камней, в частности, алмазов.


    3.10.2003 - Ведомости : Александр Беккер
  • "Я бы раскрыл это пять лет назад"
    Правительство снимает завесу тайны с запасов драгметаллов и камней

    Вчера правительство одобрило поправку в закон "О государственной тайне", которая должна вывести из-под грифа "Секретно" данные о запасах, добыче и производстве платины, платиноидов и алмазов. Чиновники и компании дружно радуются этому, а эксперты сомневаются в оценке выгод, подсчитанных Минфином.

    Перечень сведений, составляющих гостайну, установлен указом президента 30 ноября 1995г. В апреле 2002г правительство утвердило список стратегических видов полезных ископаемых, информация о которых засекречена, - в нем алмазов, платины и металлов платиновой группы нет. Но закон "О государственной тайне" запрещал обнародовать, сколько алмазов, платины и платиноидов хранится в недрах, добывается и используется.

    Последний год Минфин настойчиво убеждал другие ведомства, что для западных специалистов эти сведения уже давно секрет полишинеля. Скажем, De Beers за 30 лет работы в России составила точное представление о средней цене добываемых алмазов, их ассортименте и количестве. Что касается платины и платиноидов, аналитик Максим Матвеев из Альфа-банка говорит, что из отечественных и зарубежных источников информации можно подсчитать, что запасы платины в России составляют 1 400 т, а добыча - 26 т, запасы палладия - 4 700 т, а добыча - 85 т. А официальная секретность этих сведений только сдерживает капитализацию "Норникеля", ухудшает условия для инвестиций, тормозит рост экспорта, считают в Минфине.

    Пережитком прошлого назвал засекречивание аналитик "Тройки Диалог " Василий Николаев. Вторит ему и эксперт "НИКойла" Вячеслав Смольянинов: во всем мире запасы и объемы добычи этих металлов не секретны. "Я бы раскрыл все это пять лет назад", - заявил начальник департамента Минфина Леонид Толпежников.

    Вчера правительство одобрило изменения в статью 5 закона "О государственной тайне" (1993г) "в части исключения данных по добыче, передаче и потреблении драгметаллов и драгкамней из перечня сведений, составляющих гостайну", сказано в официальных материалах по итогам заседания правительства. В этом тексте почему-то не упомянуты запасы, но пресс-секретарь Минфина Юрий Зубарев утверждает, что правительство одобрило снятие грифа "Секретно" и с запасов в недрах. А вице-президент "Норникеля" Максим Финский говорит, что рассекречивание данных только о добыче и производстве драгоценных металлов не имеет никакого экономического смысла.

    Минфин еще в апреле подсчитал экономический эффект от либерализации этой отрасли и пришел к выводу, что капитализация добывающих компаний ("АЛРОСА" и "Норникеля") может вырасти в общей сложности на $US 2-3,5 млрд. Добыча, производство и экспорт драгметаллов за счет привлечения инвестиций и технического перевооружения предприятий могут увеличиться на $US 2,1 млрд, таможенные и налоговые поступления в бюджет возрастут на $US 500 млн. Только на документообороте, связанном с соблюдением режима секретности, государство сэкономит не менее 135 млн.руб, отмечает Толпежников. Свободный экспорт алмазов в рамках Кимберлийского процесса (борьба с поставками на рынок незаконно добытых алмазов) увеличится на $US 0,6-1  млрд.


  •    

    сентябрь 2003г

       
    29.09.2003 - Ведомости : Светлана Иванова
  • Возрождение концессий
    Депутаты надеются принять закон за осеннюю сессию

    У российских и иностранных инвесторов появился шанс получить в концессию природные ресурсы и инфраструктурные объекты. В октябре Дума рассмотрит подготовленные ко второму чтению поправки в законопроект "О концессионных соглашениях". Разработчики надеются принять закон до конца осенней сессии, заручившись поддержкой Минэкономразвития, Минфина и Госстроя.
    Группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по экономполитике Григорием Томчиным подготовила поправки к закону "О концессионных соглашениях", принятому в первом чтении еще в апреле 1996г. Авторы за это время полностью переписали документ.

    Согласно имеющемуся в распоряжении "Ведомостей" законопроекту, концессионный договор предоставляет инвестору право временного использования государственного имущества, не подлежащего приватизации, либо право создать новый объект и использовать его в течение оговоренного срока. Государство может отдавать в концессию природные ресурсы или объекты инфраструктуры - автомобильные и железные дороги, морские и воздушные порты, трубопроводы и коммунальные сети. Концессионерами могут стать любые российские и иностранные физлица и юрлица. Объект передается в концессию в результате победы на конкурсе. Помимо концессионной платы концессионер обязуется производить определенный объем продукции или услуг и развивать объект по согласованному с государством плану.

    "Концессии - это важный инструмент привлечения инвестиций, ведь и государство, и концессионер приобретают серьезные дополнительные гарантии", - поясняет Томчин. Государство получает гарантированное развитие объекта, оговоренный объем инвестиций, регулярные доходы. А концессионер застрахован от неожиданного изъятия у него объекта инвестиций: в течение всего срока концессии объект не может быть реквизирован. А если это происходит по инициативе государства, то согласно законопроекту концессионеру возместят стоимость объекта и упущенную выгоду за то время, которое он рассчитывал им пользоваться. "Кроме того, договор концессии, возможно, будет дополнен особым налоговым режимом для концессионера", - говорит один из участников рабочей группы по подготовке поправок, советник Минэнерго Михаил Субботин.

    По словам Томчина, 6 октября поправки будут вынесены на обсуждение комитета по экономполитике, а 17 октября - на пленарное заседание Госдумы. Его заместитель по комитету депутат Анатолий Аксаков добавляет, что у закона высокие шансы на прохождение, поскольку его поддерживают Минэкономразвития, Госстрой и Минфин. Субботин убежден, что с помощью концессий государству удастся наконец установить дифференцированную фискальную нагрузку на месторождения полезных ископаемых в зависимости от условий добычи. Правительство выступает против дифференцированных ставок налога на добычу, поскольку они открывают простор для коррупции. "Концессии - другое дело. Месторождения будут передаваться в концессию через аукцион. Все условия будут изначально зафиксированы - запасы такие-то, глубина залегания такая-то, цена - столько-то. Поэтому возможностей для коррупции не останется", - поддерживает проект депутатов замминистра экономического развития Мухамед Циканов.

    Замначальника департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Максим Тимошин говорит, что переписанный ко второму чтению закон о концессиях ориентирован главным образом не на освоение недр, а на развитие инфраструктурных проектов. "Аэропорты, дороги, объекты жилищно-коммунальной сферы требуют больших инвестиций. Концессии их обеспечат", - полагает чиновник. По его мнению, концессии облегчат вход частных инвесторов в коммунальный бизнес. Эксперты его поддерживают. "Концессии позволят делегировать бизнесу ответственность за развитие объекта и издержки. Например, арендная форма сегодня относит амортизационные отчисления на плечи собственника, а концессии перенесут их на плечи концессионера", - отмечает Сергей Сиваев из Института экономики города Сергей Сиваев.

    Нефтяники тоже рады, что у них будет выбор между лицензионным режимом и концессиями. "Лицензию можно отобрать в одностороннем порядке, а концессионное соглашение расторгнуть непросто, это более цивилизованная форма отношений с государством. Главное - чтобы переход от лицензий к концессиям был добровольным и постепенным", - говорит представитель крупной нефтяной компании.


    23.09.2003 - Интерфакс
  • Проект закона "О недрах" предполагает передачу всех полезных ископаемых, кроме общераспространенных, в федеральную собственность
    Новый проект закона о недрах предполагает передачу всех полезных ископаемых, кроме общераспространенных, в федеральную собственность и практическую отмену принципа "двух ключей". Об этом заявил на энергетическом саммите в понедельник в Санкт-Петербурге замминистра экономического развития и торговли РФ Мухамед Циканов.

    По его словам, государство потеряло более $US 1 млрд из-за применения практики "двух ключей". "В целях защиты интересов государства и недропользователей мы планируем оказаться от этой практики", - сказал М.Циканов. Он отметил, что регионам будет предоставлена функция по контролю за выполнением недропользователем контракта с государством.

    Среди основных отличительных характеристик проекта новой редакции закона "О недрах" замминистра назвал помимо установления федеральной собственности на все виды полезных ископаемых, кроме общераспространенных, приоритет контрактной основы распределения недр, введение практики вторичного оборота прав на недропользование. В проекте новой редакции закона "О недрах" устанавливается также исключительно аукционный метод распределение фонда недр. Он отметил, что новая редакция закона "О недрах" будет готова к прохождению через Госдуму в следующем году

  • 3 сентября Минприроды представило в Правительство Российской Федерации проект
    закона "О НЕДРАХ"
    // Проект ФЗ "О НЕДРАХ" от 22.08.2003


  •    

    июль 2003г

       
    14.07.2003 - Ведомости

    Минэкономразвития и Минприроды согласовали новый вариант закона "О недрах"

    Год назад Минприроды подготовило свой вариант проекта закона "О недрах". Через несколько месяцев альтернативный проект подготовило Минэкономразвития. Министерства отправили оба проекта, противоположные по содержанию, в правительство, но в Белом доме поручили оппонентам написать новый, согласованный вариант закона. В марте Минприроды подготовило новый вариант, оставив в неприкосновенности основную идею разрешительного порядка освоения недр; договоры МПР предлагало внедрить в основном для разработки труднодоступных и трудноизвлекаемых запасов. Минэкономразвития продолжало настаивать на преимущественном использовании договоров гражданско-правового характера, считая такую форму более прозрачной.

    Как пишут "Ведомости", 11 июля после встречи главы Минэкономразвития Германа Грефа и главы МПР Виталия Артюхова выяснилось, что компромисс все-таки найден: решено сохранить действующие лицензии и постепенно переходить к договорам. По словам заместителя министра природных ресурсов Владимира Энгельсберга, министерства договорились, что после принятия нового закона все действующие лицензии останутся в силе на тот срок, пока они действуют. Но всем недропользователям "при желании" разрешат перейти на договорные отношения с государством, например на договоры концессии или подряда.

    Новые месторождения, которые будут предлагаться к разработке после принятия закона, будут предлагаться в основном по договорам. Но для тех видов недропользования, которые будут указаны в законе (связанных с обороной, безопасностью, строительством метрополитена, работой со специфическими видами полезных ископаемых, например, урана), останется в силе разрешительный порядок недропользования. Предоставляя компаниям участок недр, государство будет объявлять условия использования - по договору или по лицензии.

    "Лицензионный вариант уже достаточно проработан, остальные пока находятся в стадии обсуждения. После анализа практики мы рассчитываем, что будут использоваться преимущественно договорные отношения", - говорит Энгельсберг. По его словам, в пятницу были "согласованы основные положения" нового варианта закона, а конкретный список стратегических ресурсов еще предстоит составить. Однако ясно, что к ним не относятся, скажем, углеводородные ресурсы. Составить текст нового закона Минэкономразвития и Минприроды должны до 1 сентября.



    3.07.2003

  • Новая редакция Закона "О недрах" - это путь к унитаризации Российской Федерации
       // Николай КИРИЛЛИН, газета ЯКУТИЯ

    Проект Закона Российской Федерации "О недрах", ущемляющий права субъектов РФ и игнорирующий нормы (статьи 9, 11, 72) Конституции РФ как федеративного государства, готовится Министерством природных ресурсов и Минэкономразвития по поручению заместителя Председателя Правительства РФ...


  •    

    июнь 2003г

       
    23.06.2003
  • Геологическая информация в правовом поле российских законов
    Е.А.КОЗЛОВСКИЙ, В.Ю.ЗАЙЧЕНКО // Природно-ресурсные ВЕДОМОСТИ


    20.06.2003г - РосБизнесКонсалтинг
    Госдума РФ сняла с рассмотрения закон, разрешающий физлицам добывать драгоценности

    Госдума сняла с дальнейшего рассмотрения закон, вносящий изменения и дополнения в ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Закон был принят Госдумой 23 апреля 2003г и считался одобренным Советом Федерации, однако президент РФ отклонил данный документ.

    В соответствии с поправками, добычу драгоценных металлов и драгоценных камней могли осуществлять физические лица - граждане РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения.
    За снятие документа с дальнейшего рассмотрения проголосовали 317 депутатов, 4-против, 2-воздержались.

    По словам председателя думского комитета по природным ресурсами и природопользованию Александра Белякова, в правительстве в настоящее время подготовлен законопроект "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", при рассмотрении которого возможно продолжение работы над нормами, предложенными в отклоненном законе.


  • "Не того закона ждали" М.Горбунов , "Российская Бизнес-газета", No23, 17/06/2003
    Госдума приняла изменения и дополнения в Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разрешающие их индивидуальную добычу. Рядовые старатели отнеслись к нововведения скептически...


  •    

    март 2003г

       
    24.04.2003г   - РосБизнесКонсалтинг
    Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий физическим лицам добывать драгметаллы - Госдума разрешила добывать золото всем желающим

    Госдума приняла сегодня в третьем, окончательном чтении поправки в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В соответствие с поправками, добыча драгметаллов и драгкамней может осуществляться организациями, получившими лицензии на пользование соответствующими участками недр. Добычу драгметаллов и драгкамней (за исключением алмазов) могут осуществлять также физические лица - граждане РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения, говорится в законе.

    Индивидуальные предприниматели могут осуществлять добычу на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки, а представляют собой остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. Индивидуальные предприниматели осуществляют добычу собственными силами, отмечается в документе.

    Так что, считают "Известия", в ближайшее время каждый из нас сможет взять в руки лоток и на законных основаниях отправиться на добычу золота. В то же время, отмечает издание, эксперты золотодобывающей промышленности в оценке документа разделились: одни считают, что случаи воровства золота возрастут, другие утверждают, что тысячи людей прекратят заниматься "золотым" криминалом и станут честными старателями.

    В этом году Россия произведет около 180 тонн золота.
    По подсчетам экспертов, на долю теневого оборота приходится около 10% добычи в России. Если сейчас частные лица производят не больше тонны золота в год, то когда их труд станет законным, они смогут увеличить добычу максимально до 3 тонн.


    18.04.2003г   - АК&М
    Госдума приняла во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса РФ

    Госдума на заседании 18 апреля 2003г приняла во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса РФ. Как отметил заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Валерий Драганов, законопроект является документом прямого действия, где четко прописаны функции Правительства и таможенных органов.

    Согласно документу, продукты переработки при вывозе с таможенной территории РФ не облагаются таможенными пошлинами. Таким образом, в документе сохранился действующий порядок применения толлинговой схемы. Документ предусматривает, что таможенное оформление товаров начинается при их ввозе в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, а в некоторых случаях в соответствии с устным заявлением о намерении осуществить таможенное оформление. При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации.

    Документ предоставляет режим свободного ввоза оборудования на условиях лизинга на территорию РФ с целью дальнейшего его обложения таможенными платежами по остаточной стоимости оборудования через три года с момента ввоза. Об этом сообщает АК&М.

  • 21.04.2003 // Коммерсантъ - Таможня выбирает зеленый коридор - новый кодекс


    11.04.2003г
    Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект, разрешающий физическим лицам добывать драгоценные металлы и камни

    Госдума приняла сегодня во втором чтении поправки в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разрешающие осуществлять добычу драгметаллов и драгкамней физическим лицам.
    В соответствии с документом, добычу драгметаллов могут осуществлять граждане РФ зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения.

    Согласно поправке в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", добычу драгметаллов могут осуществлять граждане РФ зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии, но только на участках недр местного значения, не являющихся объектами промышленной разработки.
    Индивидуальные предприниматели осуществляют добычу собственными силами.

    За принятие законопроекта во втором чтении проголосовали 267 депутатов, один высказался против, воздержавшихся не было.

  • ЗДРАВСТВУЙ, КЛОНДАЙК! - Каждый честный гражданин может добывать золото
    // Финансовые ИЗВЕСТИЯ


    Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию А.С.БЕЛЯКОВ

  • НАДО ПРИНЯТЬ ДВА ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНА


    26.03.2003
  • За недра ответит Христенко - Минприроды и Минэкономразвития не договорились



    24.03.2003г   - Regions.ru
    В Красноярском крае полагают необходимым легализацию золотоносительства

    24 марта, на встрече с журналистами председатель постоянной комиссии по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Юрий Захаринский уделил особое внимание проблеме так называемого вольноприносительства.
    Речь идет о добыче золота частными лицами. По словам Захаринского, сейчас, по разным данным, в крае добывается до 2–2,5 тонны россыпного золота, что более чем в 2 раза меньше, чем в середине 1990-х годов.
    Еще, по грубым оценкам, 2-3 тонны не проходит государственный контроль и, по мнению депутата, попросту воруется, оседая у криминальных группировок. При этом 2/3 металла приходится на вольнозолотоносительство, остальное расхищается на предприятиях.
    Далее золото приобретается у частных добытчиков по 150-170 руб за грамм при рыночной цене в 340-350. Себестоимость же составляет 100-120 рублей. Это прямые потери золотоносителей.

    По словам Захаринского, если бы существовала государственная система учета металла, можно было решить одну из социальных проблем – занятости тысяч людей в брошенных поселках, где раньше добывалось золото. Есть потери и у государства. По очень грубым оценкам, это более 100 млн.руб. в год. В связи с такой ситуацией депутат видит (в этом его поддерживают коллеги в ЗС и Государственной Думе РФ) выход из кризиса в легализации вольноприносительства. Тем более есть магаданский опыт, где менее чем за год удалось вывести из теневого оборота 700 кг золота.
    Кроме того, по словам Захаринского, еще Александр Лебедь, будучи представителем края в Совете Федерации РФ, внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В нем как раз и закреплено, что добыча драгметаллов может осуществляться физическими лицами в местах, где нет промышленной разработки, или там, где она уже завершена. Тогда граждане смогут получить специальные лицензии и выйти из тени. Тем более что инициатива Лебедя уже одобрена парламентариями в первом чтении. Также необходима и разработка краевого закона о вольноприносительстве в Красноярском крае.

    По оценкам экспертов, проблема золотоносительства сейчас наиболее актуальна для Курагинского, Ермаковского, Мотыгинского и Северо-Енисейского районов края, сообщает РИА "Пресс-Лайн".


    12.03.2003
  • Эксперты о реформе недропользования

    Эксперт, #9(364) - Повторение пройденного: Госаппарат черпает экономические идеи в позапрошлом веке, но оказывается, что они малопригодны в современных условиях

    Ведомости - НАЛОГ НА ДОБЫЧУ: От жизни "по понятиям" к жизни "по закону"


    5.03.2003г    Андрей Черепанов - Ведомости
    Автор - председатель совета Московской международной валютной ассоциации, бывший руководитель департамента внешнего долга Министерства финансов РФ

    РЕФОРМА: Налоговая революция
    Налоговая реформа - самый болезненный вопрос любой власти во все времена. Понятно, что, с одной стороны, снижение сбора налогов ведет к сокращению бюджетных ассигнований. С другой стороны, облечение фискальной нагрузки на экономику стимулирует ее развитие, помогает победить в конкурентной гонке за инвестиции, а значит, приводит в конечном итоге к росту благосостояния ее граждан.
    Потребность существенного изменения налоговой политики очень высока для сегодняшней России. По мнению экспертов, за прошедший год резко ухудшилось качество экономического роста. Замедлился рост инвестиций в основной капитал, зато драматически быстрыми темпами наращивается импорт. Наше общество продолжает упорно специализироваться на выкачивании из недр невосполнимых природных ресурсов в обмен на импортный ширпотреб.
    .......

    Общее богатство.
    К счастью, у нас имеются неоценимые преимущества перед подавляющим большинством других стран. Выпадение бюджетных доходов в связи с полной отменой несправедливых налогов мы можем с лихвой компенсировать увеличением так называемых рентных платежей во всем их разнообразии.

    Известно, что в России природная рента куда меньше, чем в других странах, и меньше, чем требуется для того, чтобы превратить сырьевой бизнес из сверхрентабельного в высокорентабельный. А в отличие от обрабатывающих отраслей, которым приходится платить за все, основа продаваемого сырьевыми отраслями товара достается им практически бесплатно. Такое производство, конечно же, всегда будет крайне выгодным.
    .......
    Пока земля, недра, воды, лесные и другие ресурсы большинстве в своем принадлежат государству - т.е. всем нам, прибыль от пользования ими должна делиться между коммерсантами-арендаторами и государством-арендодателем. Повышение доли государства в этой прибыли в совокупности со снижением налоговой нагрузки фактически будет означать перелив капитала из добывающих отраслей промышленности в перерабатывающие отрасли, выравнивание условий их функционирования. Кроме того, реализация этого предложения частично восстановит справедливость, нарушенную в середине 90-х гг скупкой будущими сырьевыми олигархами по дешевке госсобственности.

    Что же касается часто звучащих доводов о жизненной необходимости развивать добычу и экспорт сырья и недопустимости в этой связи роста рентных платежей, то они очень спорны.
    Во-первых, вовсе не факт, что вся повышенная прибыль идет на развитие производства, а не приводит к оттоку капитала из страны.
    Во-вторых, а разве не насущна модернизация внутренне-ориентированных отраслей отечественной промышленности? Чем они-то хуже?
    И наконец, в-третьих, а действительно ли нужен нам рост добычи сырья, который ведет к исчерпанию природных ресурсов, не оставляя в наследство будущим поколениям ничего, кроме государственного долга?

     

  •    

    февраль 2003г

       

    25.02.2003г - Торгово-промышленная палата РФ
    В феврале состоялось заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них.
    В ходе заседания были обсуждены задачи Комитета по приоритетным направлениям деятельности ТПП РФ в 2003г, которые были определены на встрече Президента ТПП РФ Е.М.Примакова с председателями комитетов Палаты 12 февраля 2003г.

    Члены Комитета, в частности, президент ОАО "АЛРОСА" Ю.Т.Калитин, президент Алмазного союза В.В.Пискунов, президент Союза золотопромышленников В.Н.Брайко и др, в своих выступлениях в качестве основных направлений деятельности Комитета в 2003 году назвали работу над совершенствованием законодательной базы отрасли, в том числе подготовку предложений для разработки Горного кодекса РФ, формированием предложений для переговорного процесса по присоединению России к ВТО по сектору золотодобывающей и ювелирной промышленности, алмазно-бриллиантовому комплексу.

    Комитет утвердил план работы на 2003 год.


    19.02.2003г - Ведомости
    СРП больше не будет
    В ближайшее время в России не появится новых месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Такая договоренность достигнута вчера на совещании у премьера Михаила Касьянова.
    Источник, знакомый с результатами совещания, говорит, что шансов на заключение новых СРП теперь нет.
    "Премьер считает, что только рынок должен определять, есть ли необходимость в разработке того или иного месторождения. Другими словами, сначала надо выставлять на аукцион или конкурс лицензию на разработку месторождения на условиях национального режима. И если лицензия не найдет покупателя, а государство сочтет, что месторождение необходимо разрабатывать, тогда может быть заключено СРП", - объяснил собеседник "Ведомостей".


    17.02.2003г - Ведомости
    Чиновникам приказано делиться информацией с обществом
    Постановление правительства No 98, подписанное премьером 12 февраля, вступит в силу через три месяца после официального опубликования, т.е. в середине мая.
    Документом, который разработан Минэкономразвития, определен перечень из 53 пунктов (20 для правительства и 33 для ведомств), по которым органы исполнительной власти должны будут помещать информацию о себе в Интернете и других открытых источниках.
    Постановление обязывает чиновников Белого дома и федеральных министерств публиковать готовящиеся нормативные документы на стадии разработки, ставить в открытый доступ информацию о составе конкурсных комиссий для госзакупок, публиковать решения судов о признании правительственных и ведомственных актов незаконными, раскрывать сведения о федеральных программах и их исполнении.

  • Официальный сайт ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Теперь на сайте доступна правительственная нормативная база



  • 13.02.2003г - Газета ЯКУТИЯ
  • Готовится ревизия Закона о недрах // Владимир ТЕСЛЕНКО


    12.02.2003г - RusEnergy

    Закон О Недрах будет представлен в Правительство РФ к 1 апреля. Oб этом во вторник на заседании Высшего горного Совета заявил директор Центра СРП "Недра" Минприроды РФ Александр Стругов.

        По его словам, 4 декабря 2002г Правительство России утвердило общую концепцию законопроекта и поручило министерствам и ведомствам подготовить закон о недрах. По поручению Президента он должен быть подготовлен к концу I квартала 2003г. При этом Стругов отметил, что регулирование деятельности по недропользованию не будет ограничиваться только законом недрах. Законопроект предусматривает создание ряда нормативных актов, охватывающих весь процесс разработки и использования месторождений полезных ископаемых.

    Начальник управления экономики окружающей среды и природных ресурсов Минэкономразвития РФ (МЭРТ) Всеволод Гаврилов подчеркнул, что при разработке проекта основной задачей со стороны министерства было "уничтожить формулировку "решается совместно и по согласованию". Каждый уровень власти должен выполнять четко определенные законом функции, подчеркнул он.
    В.Гаврилов отметил, что такая позиция МЭРТ продиктована, в частности, тем, что президент РФ одобрил концепцию административной реформы, главным в которой является разделение исполнительских и контрольных функций.


  •    

    январь 2003г

        22.01.2003г - NEFTEGAZ.RU

    Правительство РФ дорабатывает проект кодекса о недрах
    Правительство не позднее 1 февраля рассмотрит проект кодекса о недрах. Об этом сообщил на заседании коллегии Минприроды замминистра экономики Мухамед Циканов.

    По его данным, в доработанном кодексе будет присутствовать четкое определение собственника недр, гражданско-правовые отношения при недропользовании и дифференцированная плата за пользование недрами. Основная идея кодекса - состязательный принцип при доступе как к геологоразведке, так и к добыче углеводородов. "Мы  не  приветствуем ни сквозных лицензий, ни выдачу лицензий на бесконкурсной основе", - говорит Циканов.

    Глава кабинета министров Михаил Касьянов еще осенью, когда правительство всерьез занялось этим вопросом, заявлял, что "настала пора совершенствовать порядок предоставления месторождений" и что нынешняя система далека от совершенства. Премьер тогда ратовал за то, чтобы пользователей перевести на договоры концессии, соглашения о разделе продукции и аренду. Минприроды, впрочем, считает, что лицензии еще долго будут основной формой организации доступа к недрам. Начальник управления углеводородного сырья, урана и твердых горючих полезных ископаемых МПР Алексей Хитров отметил, что министерство не возражает против других форм предоставления прав недропользователю - концессии, аренды, либо СРП.


    • 24 октября 2002г, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию - Стенограмма конференции на тему: Закон Российской Федерации "О недрах": проблемы разграничения полномочий в сфере управления государственным фондом недр


       
     

    Проекты, предложения и комментарии - 2002