[TOP]

 НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СРП.   
   Ю.М.Тен ,  А.Н.Курский 
(Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации)

Инвестиционную привлекательность соглашений о разделе продукции (СРП) обеспечивают: - специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов, а государство получает максимальные доходы в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и своей доли от прибыльной продукции (но после того, как инвестор окупит свои затраты по проекту); - стабильность условий соглашения на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет) и гарантии судебной защиты прав инвестора от административного произвола, в том числе и в третейских (международных) арбитражных судах. Использование минерально- сырьевой базы в режиме СРП (с иностранными и отечественными инвесторами) должно рассматриваться прежде всего как источник реинвестирования в обрабатывающие отрасли промышленности. Мультипликативный эффект может выразиться в обеспечении заказами различных промышленных и транспортных предприятий России.

Усилия Государственной Думы по развитию законодательства о СРП

 
  В результате совместных усилий Государственной Думы, Совета 
Федерации, Правительства и Президента Российской Федерации был 
достигнут ощутимый прогресс в развитии законодательства о СРП: 
09.12.98 г. принята Государственной Думой, 23.12.98 г. одобрена
Советом Федерации и 07.01.99 г. 
подписана Президентом РФ новая редакция базового Закона "О СРП", 
содержащая  ряд  новых  положений, значительно облегчающих при-
менение СРП. 
  
  Содержание этих новых положений приведено ниже в табл. 1. 
Поправки касаются пяти ключевых статей базового Закона "О СРП". 
Главный смысл этих поправок заключается в том, что уточняется и 
упрощается  процедура утверждения  перечней  месторождений,  по 
которым допускается работа на условиях СРП.
  
  Устанавливаются требования, касающиеся обоснованности вклю-
чения месторождений в эти перечни. Усиливается защита российско-
го производителя.   В частности, предусматривается обязательное 
участие российского инвестора в определеной доле в каждом СРП. 
Предусматривается обязательное участие российских подрядчиков 
(не менее 70 %) и повышение доли российского персонала (не менее 
80 %) при реализации этих соглашений. Принципиальным является 
усиление государственного контроля за реализацией СРП. 
По каждому соглашению должен быть создан (раньше в законе было 
записано, что он может быть создан) управляющий комитет с равными
полномочиями представителей инвестора и государства. Управляющий 
комитет ежегодно будет принимать все решения по ходу реализации 
данного проекта.
  
  Вводится обязательное правило ежегодного доклада Правительства 
Федеральному Собранию  о том,  как реализуются ранее подписанные 
СРП, и предусматривается,  что этот  доклад будет представляться 
в составе бюджетных документов.  Предусмотрено,  что государство 
обязано выполнять за счет бюджетных средств свои технико-экономи-
ческие расчеты по каждому соглашению перед тем, как его подписы-
вать. Сегодня процедура заключается в том, что инвестор дает свои 
предложения, а государство их только оценивает. В конце декабре 
1998г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении
в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений,
вытекающих из Федерального Закона "О соглашениях о разделе продук-
ции" (табл. 2) - Закон подписан Президентом РФ 10.02.99 г.

   Эти изменения и дополнения касаются двух групп законов. 
Первая группа - акты, обеспечивающие стабильность прав пользования 
недрами  для  инвестора  в течение  всего  срока  действия СРП 
(табл.2, п.1-2).  В отношении этой группы законов в Думе велись 
длительные дискуссии, связанные с ролью Закона "О недрах" по отно-
шению к СРП, поскольку право пользования недрами в России закрепля-
ется лицензией, выдаваемой по этому закону. 
Суть принятого компромиссного варианта в том, что порядок и условия
ограничения или прекращения прав пользования недрами, а также поря-
док разрешения споров оговариваются и устанавливаются в конкретном 
СРП. Но при этом и инвестор, и Правительство как стороны соглашения 
обязаны составлять соглашение с соблюдением в полном объеме требова-
ний  о рациональном  недропользовании,  предусмотренных Законом 
"О недрах", а также природоресурсным и иным законодательствами, при-
менимыми к СРП. 

   Вторая группа - акты, обеспечивающие специальный гибкий и стабиль-
ный налоговый режим СРП  (табл. 2, п. 3-12).   В отношении внесения 
изменений  в эти акты  в Государственной Думе  не было  разногласий 
между политическими фракциями.

Юрий Михайлович Тен - заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству, т ранспорту и энергетике Александр Николаевич Курский - советник, академик Российской академии горных наук

Таблица 1.  Сопоставление ключевых положении двух редакции базового
Федерального закона "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"

Положение Закона Закон "О СРП" 1995 г. Закон "О СРП" 1999 г.
Ограничения на объемы запасов полезных ископаемых, которые разрешается разрабатывать на условиях СРП Отсутствуют He более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых
Утверждение перечней месторождений и участков недр для СРП федеральными законами Любые месторождения и участки недр Месторождения с запасами:
нефти — более 25 млн т;
газа — более 250 млрд м куб;
золота коренного — более 50 т;
золота россыпного — более 1 т.
Критерии включения в перечень Отсутствуют Месторождения иных полезных ископаемых, относимых к категории стратегических. Градообразующее значение месторождений; отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений на континентальном шельфе, в слабо освоенных районах в целях социального развития и экономической безопасности РФ; необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки труд-иоизвлекаемых, в том числе остаточных, запасов полезных ископаемых; необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест в депрессивных регионах
Утверждение подписанных СРП федеральными законами Практически все категории СРП Только СРП по использованию участков недр, расположенных на континентальном шельфе, а также если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения соглашения с конкретным инвестором
Требования о минимальной доле российского персонала, используемого в работах по СРП Оговариваются в каждом конкретном СРП Число работников - граждан Российской Федерации должно составлять не менее 80 %
Требования о минимальной доле российских материалов и оборудования,используемых в работах по СРП Оговариваются в каждом конкретном СРП He менее 70 % от общей стоимости заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов; при этом российские товары должны быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным иностранным товарам

 

 

Таблица 2. Изменения и дополнения в 12 Федеральных законов, вытекающие из
федерального закона "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ".


Закон "О недрах"
Статья З:  Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти РФ входит определение совместно с субъектами Федерации перечней объектов (месторождений), предоставляемых в пользование на условиях СРП.
Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти РФ входит заключение СРП при пользовании участками недр.
Статья 4:  Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ входит участие в СРП.
Субъекты Федерации не могут устанавливать особые правила в отношении СРП, противоречащие федеральному законодательству
Статья 9:  Статус пользователя недр будут иметь все стороны (организации), участвующие в СРП. В случаях, когда лицензия выдается одной компании, это позволяет другим компаниям (входящим в консорциум) правильно учитывать и распоряжаться добытой нефтью как продукцией собственного производства
Статья 10:  Основной упор делается на соглашение как на договор между Правительством и инвестором. В свою очередь СРП не должно противоречить действующему законодательству
Статья 11:  Лицензия выступает как документ, удостоверяющий право пользования недрами, полученное по СРП. Все требования к порядку недропользования, определяемые Законом "О СРП" и законодательством о недрах, должны содержаться в соглашении
Статья 17:  Органы государственной власти не имеют права отказать в выдаче лицензии после того, как подписано соглашение. Допускается проведение прямых переговоров (без специального конкурса или аукциона) о переходе на режим СРП в случае, когда компания исторически разрабатывает данное месторождение
Статья 20:  Право пользования недрами по СРП не может быть прекращено во внесудебном (административном) порядке
Статья 41:  Установлено, что порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при исполнении СРП устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством РФ
Статья 50:  Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции разрешаются согласно условиям указанных соглашений

Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"
Статья 7:  Статус пользователя недр должны иметь все стороны (организации), участвующие в СРП. В случаях, когда лицензия выдается одной компании, это позволяет другим компаниям (входящим в консорциум) распоряжаться добытой нефтью как продукцией собственного производства
Статья 8:  Отменяет требование о фактически повторном согласовании условий пользования участком шельфа с рядом федеральных органов власти (Федеральная пограничная служба. Министерство обороны, органы рыбоохраны и пр.). Не имеет практического смысла требовать согласовании с перечисленными органами на выдачу лицензии после подписания СРП, если менее чем за месяц до этого аналогичное согласование проходило конкретное соглашение на этапе его подготовки к подписанию в Правительстве РФ
Статья 47:  Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений

Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
Количественные ограничения по экспорту продукции, произведенной по СРП, могут вводиться только с учетом обязательств Правительства по соглашению

Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР"
Уточнен перечень федеральных налогов, которые заменяются разделом продукции (таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость). В дополнение к названным в законе концессионным договорам вводится понятие "соглашения о разделе продукции"

Закон "О таможенном тарифе"
Введена ссылка об освобождении от уплаты таможенных пошлин за товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с СРП: плата таможенных пошлин заменяется разделом продукции

Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации"
При разработке месторождений углеводородного сырья действие СРП ограничивается добычей и реализацией сырой нефти, т.е. первым товарным продуктом.
Обороты по реализации горюче-смазочных материалов, полученных при переработке добытых углеводородов, не могут освобождаться от уплаты налогов

Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Имеется в виду, что раздел продукции на условиях СРП заменяет федеральные налоги за исключением платежей за пользование недрами и налога на прибыль, т.е. устанавливается специальный налоговый режим для инвесторов по СРП

Закон "О налоге на имущество предприятий и организаций"
Условия исчисления и уплаты налога определяются СРП

Закон "О налоге на добавленную стоимость"
В целях выравнивания условий для российских и зарубежных подрядчиков товары, работы и услуги (отечественные и иностранные), предназначенные для работ по СРП, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС)

Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В течение всего срока действия соглашения налог на прибыль взимается по ставке, действовавшей на дату подписания СРП.
Пример: по проекту "Сахалин-1" ставка налога останется на уровне 35 %, хотя в 1999 г. ставка налога на прибыль корпораций в России снижается до 30 %

Закон "Об акцизах"
Освобождаются от уплаты акциза подакцизные товары, ввозимые инвестором в соответствии с СРП, или реализуемая по соглашению продукция
Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые инвестором в соответствии с СРП