[TOP] Выдержки из Постановления Коллегии МПР от 12 февраля 1999 г. N 3

0б итогах работы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 1998 г. и основных задачах на 1999 г.



Финансовое обеспечение геологоразведочных и водохозяйственных работ

В 1998 г. впервые за последние годы произошло снижение объемов геологоразведочных работ (ГРР), составив в сопоставимых ценах 75,9% от уровня 1997 г. и около 85% от уровня 1996 г.

Удалось повысить уровень целевого использования фактически поступивших отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ). По федеральному бюджету он составил 71,3% (в 1997 г. - 38,5), по бюджетам субъектов Федерации - 60% (в 1997 г. - 41,7), за счет средств, оставляемых добывающим предприятиям, практически сохранился уровень 1997 г. (85-87%).

Основной объем ГРР (87,8%), как и в прошлые годы, выполнен за счет децентрализованных источников (в 1997 г. - 90,3%).

Доля средств на воспроизводство МСБ, оставляемых в бюджетах субъектов Федерации, составила 27,7% (в 1997 г. - 17,2), средств, оставляемых добывающим предприятиям 32,8% (в 1997 г. - 50,1). Доля собственных средств предприятий и иностранных инвестиций практически сохранилась на уровне 1997 г. и в сумме составила 26,7% от общих объемов ГРР (в 1997 г. - 23%).

На низком уровне остаются объемы выполненных водохозяйственных работ, хотя они по сравнению с 1997 г. и увеличились на 14,3% (в 1997 г. - 332,4; в 1998 г. - 380 млн р.). При этом более чем в 3,4 раза сократились объемы рабок за счет средств федерального бюджета, почти в 4 раза возросли объемы работ за счет бюджетов субъектов Федерации (в 1997 г. - 21,6; 1998 г. - 85,7 млн р.). Почти на 25% сократились объемы работ, выполненных за счет средств местных бюджетов (в 1997 г. - 27,2; 1998 г. - 20 млн р.). Основной объем водохозяйственных работ (262 млн р. или 69,2%) выполнен за счет средств водопользователей (в 1997 г. - 244,5 млн р. или 73,6%). В общем объеме доля работ, выполненных за счет средств нецентрализованных источников, составила 97% (в 1997 г. - 88,2%).

Создалась критическая ситуация с выполнением мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Возрождение Волги", финансирование которой составило 38,3% (85,7 млн р.) от уровня, предусмотренного в федеральном бюджете на 1998 г. (223,9 млн р.). Государственная инвестиционная программа "Водное хозяйство" в 1998 г. практически не финансировалась. На реализацию этой программы из предусмотренных в федеральном бюджете 29 млн р. выделено лишь 3, из которых 2,55 млн р. - в счет погашения кредиторской задолженности за 1997 г.

Госинвестициями не обеспечивается деятельность дирекции строящихся водохранилищ. Несмотря на предпринимаемые меры, не удалось ликвидировать кредиторскую задолженность территориальных органов водного хозяйства (16 млн р.).

Переломить сложившуюся критическую ситуацию по финансовому обеспечению водохозяйственных работ возможно с введением с 1999 г. фонда восстановления и охраны водных объектов.


Воспроизводство минерально-сырьевой базы

Нефть и газ.
В 1998 г. в целом по России прирост разведанных запасов нефти с конденсатом по сравнению с 1997 г. уменьшился на 15,9% и составил 232,1 млн т, компенсировав 76,8% объемов ее добычи. Прирост разведанных запасов газа в 1998 г. составил 338,4 млрд м3, сократившись по сравнению с 1997 г. на 15,2%. Как и в предыдущие годы, он остается ниже объемов его добычи (в 1997 г. - в 1,4 раза, в 1998 г. - 1,65 раз).

В 1998 г. в России открыто 39 месторождений углеводородного сырья, в том числе 36 нефтяных (в 1997 г. соответственно - 50 и 44). Среди открытых одно - Северо-Самбургское месторождение - крупное, с извлекаемыми запасами нефти свыше 200 млн т, по остальным месторождениям запасы в среднем составили: нефти - 2,3 млн т, газа - 8,7 млрд м3 (в 1997 г. эти показатели соответственно равны 2,4 млн т и 7,4 млрд м3).

Объем глубокого разведочного бурения на нефть и газ в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997г. на 17% и составил 1285,4 тыс.м, из них 1,7% приходится на параметрическое бурение, 71,6 - на поисковое, 26,7 - на разведочное. Таким образом, практически сохранилась структура глубокого бурения на нефть и газ, ориентированная на пополнение поискового задела.

Около половины объемов бурения на нефть и газ (49%) выполнены за счет отчислений на воспроизводство МСБ, оставляемых предприятиям, 36% - за счет отчислений, оставляемых в б юджетах субъектов федерации. Доля проходкиза счет собственных средств предприятий составляет 13%, за счет средств федерального бюджета и инвесторов по 1%.

По глубокой скважине Володарская-2 на Астраханском своде получены принципиально важные результаты, подтверждающие высокие перспективы нефтегазоносности глубоких горизонтов -разреза девонско-каменноугольных отложений.

Помимо ГРР на нефть и газ в традиционных нефтегазоносных регионах, проводилось изучение новых площадей.

С целью оценки перспектив нефтегазоносности нового крупного района (Большехетская впадина) начато бурение параметрической скважины в Красноярском крае. Продолжались ГРР на крупном Пайяхском нефтяном месторождении (Таймырский автономный округ).

Подготовлена долгосрочная программа освоения углеводородного сырья Дальневосточного региона, в рамках которой начаты геофизические работы в Еврейской автономной области.

Принципиальное значение имеют положительные результаты работ на нефть и газ в европейской части России и прилегающих освоенных районах. В частности, подтверждаются перспективы восточной части Ростовской области, открыты в Саратовской области высокодебитное месторождение Терновское и новые месторождения в Самарской и Ульяновской областях. Выделены перспективные на углеводородное сырье площади в Кировской, Нижегородской, Пензенской областях, Республиках Марий Эл, Мордовия, Чувашия.

Продолжались региональные работы по изучению нефтегазоносности Московской синекли-зы. Выявлена крупная Ярославская структура с возможной нефтегазоносностью в докембрийском разрезе. В Калининградской области велись работы по геолого-геофизической подготовке площадей к лицензированию. Доказана возможность наращивания запасов углеводородов в пределах Западно-Кубанского прогиба (Краснодарский край).

Твердые полезные ископаемые.
Основные объемы ГРР на твердые полезные ископаемые в 1998 г. были направлены на развитие сырьевых баз угля, цветных и благородных металлов, алмазов, других стратегических и дефицитных видов минерального сырья. Возросли объемы поисковых работ на рудное золото, алмазы и атомное сырье, что обеспечило выявление ряда перспективных объектов для передачи их в недро-пользование.

Приросты запасов практически по всем видам твердых полезных ископаемых в 1998 г. ниже приростов, полученных в 1997 г., и составили от уровня последних (%): по углю - 46,8; меди - 35,2; золоту - 89; свинцу - 78,6; цинку -78,7; никелю - 52,1; олову- 55,6; и только по алмазам прирост запасов получен примерно на уровне прошлогоднего.

Подземные воды.
В 1998 г. прошли государственную экспертизу материалы подсчета запасов месторождений минеральных вод с суммарными запасами 1710 м3 сут.

Попутная добыча полезных ископаемых.
В 1998 г. геологоразведочными предприятиями добыто 1845 тыс. т. нефти (на 3% больше, чем в 1997 г.). Экспорт добытой нефти за последние 2 года стабилизировался примерно на одном уровне: 1531 тыс. т в 1997 г., 1540 тыс. т в 1998 г. Геологоразведочными предприятиями в 1998 г. добыто также около 1000 кг россыпного золота и 6300 кг платины.


Государственное регулирование и контроль за использованием природных ресурсов

Территориальные органы управления и региональная политика.
В 1998 г. продолжалось формирование целостной системы государственного управления природно-ресурсным комплексом страны. В субъектах Российской Федерации создавались комитеты природных ресурсов путем слияния геолкомов и теркомводов. С середины 1998 г. этот процесс был приостановлен и работа вновь активизировалась лишь в последние два месяца года. В настоящее время структура территориальных органов управления вместо 138 на начало года включает 116 территориальных органов (4 региональных геологических центра, 17 бассейновых водных управлений, 3 специализированных центра, 56 комитетов природных ресурсов, 3 министерства природных ресурсов, 21 комитет по водному хозяйству, 8 комитетов по геологии и использованию недр и др.). Для правового закрепления статуса территориальных органов по поручению Правительства Российской Федерации подготовлен проект постановления о включении территориальных органов МПР России в Перечень федеральных органов исполнительной власти.


Нормативно-правовое обеспечение и экономические механизмы природопользования

В 1998 г. продолжалась законотворческая деятельность по совершенствованию механизмов регулирования недро- и водопользования, раздела продукции, по континентальному шельфу, внутренним морским водам, территориальному морю, плате за пользование водными объектами.

Совместно с Минтопэнерго и Государственной Думой подготовлены два законопроекта, значительно улучшающие законодательство о соглашениях о разделе продукции (приняты в январе 1999 г.).

Большое внимание было уделено разработке проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", снимающего противоречия между законодательством о недрах и законодательством о разделе продукции. В Правительство Российской федерации направлены обосновывающие материалы и перечень первоочередных 31 объекта (25 по нефти и 6 по твердым полезным ископаемым) для включения в план работы Комиссии Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов недрополь-зования на условиях раздела продукции.

Подготовлены предложения по внесению дополнений и изменений в Федеральные законы "О недрах", "О континентальном шельфе", к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Российской федерации". В целях реализации Водного кодекса Российской федерации и Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительством Российской Федерации в 1998 г. принят ряд постановлений в области охраны и использования водных объектов.

Продолжалась работа по совершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы недро- и водопользования.

В 1998 г. была продолжена работа по анализу формирования и использования отчислений на воспроизводство МСБ, а также объемов прямых инвестиций в недропользование. Последние в 1998 г. составили около 155 млн дол. Наибольший объем привлечен в развитие геологоразведочных и добычных работ в Камчатской области и Корякском АО - 48,2; Республике Коми - 46,5; Ханты-Мансийском АО - 25,4 млн дол.

Разработаны нормативно-методические документы по определению ставок платы за водопользование и использованию этих средств. К настоящему времени законы о введении платного водопользования приняты в 29 субъектах Российской Федерации.

Осуществлялась работа по формированию нормативно-методической базы аудита недро-пользования. В 1998 г. подготовлен и реализуется пилотный проект аудита недропользования Западно-Вишневского месторождения (ГГП "Нижневолжскгеология"), в процессе которого отрабатывается методика проведения аудита.

В целях развития рынка страхования в сфере природопользования подготовлен проект "Основных направлений развития страхования в сфере природопользования". Начата практическая работа по внедрению страхования гидротехнических сооружений в Нижегородской области.


Лицензирование недро- и водопользования

В 1998 г. по всем субъектам Российской Федерации были подготовлены и утверждены в установленном порядке перечни объектов лицензирования на 1998-1999 гг. и начата подготовка перечней на 1999-2000 г.г.

В 1998 г. по сравнению с 1997 г. число выданных лицензий на право пользования недрами сократилось с 2570 до 2226. За истекший год выданы лицензии: на нефть и газ - 292, благородные металлы - 126, рудные и нерудные полезные ископаемые - 207, уголь- 42, подземные воды - 1543, прочие - 16. На пользование поверхностными водными объектами выдано 1200 лицензий.

В 1998 г. подведены итоги 15 конкурсов на нефть и газ и 20 - на твердые полезные ископаемые. Продолжена работа по контролю за выполнением условий лицензий. Из-за существенных нарушений условий недропользования изъяты лицензии по уникальному Удоканскому медному месторождению, золоторудному месторождению Аметистовое, Нелидовской алмазоносной площади и ряду других.

По экспертным оценкам, основанным на данных выборочных проверок, около 80-85% недро-пользователей не выполняют в той или иной мере условия лицензий. Основная причина нарушений связана с общей нестабильностью экономической ситуации в стране и заключается главным образом в невыполнении лицензионных соглашений по уровням добычи сырья и срокам выполнения конкретных видов работ из-за отсутствия инвестиционных ресурсов. В связи с этим важнейшее значение имеют разработка гибкой системы лицензирования, приспособление ее к возможным кризисным экономическим ситуациям.

Составной частью системы лицензирования должна стать федеральная программа использования МСБ, к разработке которой необходимо приступить в текущем году.

Продолжалась работа по созданию нормативно-правовой базы лицензирования водопользования на территориях субъектов Российской Федерации. Определены порядок лицензирования и состав необходимых нормативных документов при выдаче лицензий для ГЭС.


Государственный контроль и экспертиза недро- и водопользования

Государственным геологическим контролем с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти и администрации субъектов Российской Федерации проведена инвентаризация 224 лицензий по объектам углеводородного сырья. Ожидаемое поступление средств (от проведения новых конкурсов, аукционов и от внесения дополнительных условий, требующих компенсаций) составляет 353,25 млн р. Всего проведена инвентаризация 379 лицензий объектов недропользования всех видов минерального сырья с ожидаемым поступлением 412,1 млн р. Территориальными отделами госгеол-контроля также проведены проверки. В результате установлено 7537 нарушений, в том числе выявлено неплатежей на 2876,67 млн р., из них за пользование недрами 556,5 млн р., на воспроизводство МСБ 2175,52 млн р., нерациональных затрат 144,57 млн р. По представлению органов госгеолконтроля приостановлено действие или аннулировано 366 лицензий, выдано 2174 предписания недропользователям.

В 1998 г. отделами госводконтроля БВУ, комитетов природных ресурсов и теркомводов проведено 10496 проверок, выявлено 17043 нарушения требований водного законодательства.

В 1998 г. на заседаниях Государственной комиссии по запасам МПР России рассмотрены материалы подсчета запасов по 41 объекту, в том числе по 18 месторождениям нефти и газа, 5 месторождениям твердых полезных ископаемых, 18 месторождениям подземных вод и гидроминерального сырья. Рассмотрены материалы технико-экономических обоснований коэффициентов извлечения нефти по 17 месторождениям и кондиции для подсчета запасов по 15 месторождениям. Территориальными комиссиями по запасам рассмотрены материалы по 892 месторождениям.

Экспертными подразделениями БВУ, комитетов природных ресурсов и теркомводов в 1998 г. рассмотрено более 3000 единиц проектной документации, из них отклонены и направлены на доработку свыше 400.

Государственной системой экспертизы про-ектно-сметной документации рассмотрены материалы по 980 объектам ГРР, из них 12% возвращено на доработку. Снижение сметной стоимости проектов составляет 25%.